Социальное партнёрство учебных заведений и работодателей
Социальное партнерство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса, в данном случае будем говорить о взаимоотношениях учебных заведений (их студентов и выпускников) и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда, предоставляемой информации и оплате.
Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работодателей и студентов учебных заведений на основе сотрудничества.
В современных условиях социальное партнерство становится объективно необходимым условием подготовки специалистов, качество которых удовлетворяло бы требованиям потребителей.
Социальное партнерство направлено на реализацию требований, выдвигаемых работодателями и рынком труда к выпускникам и студентам учебных заведений.
Особое значение имеют следующие требования:
1. подготовка конкурентоспособного на рынке труда и профессионально специалиста;
2. повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста;
3. формирование сознательной мотивации к труду;
4. выработка навыков предпринимательской и организаторской деятельности;
Обратимся к социальному партнерству учебных заведений и работодателей.
Сегодня, как никогда, возрастает роль постоянного обучения. Уже через 5..7 лет 50..65% используемых технологий и оборудования устареет. К этому времени 70% работников будут иметь образование, которое они получили более 5 лет назад. В этой связи необходима реализация стратегии обучения и проведения практик на предприятиях.
Главными социальными партнерами кафедр университетов являются предприятия различных форм собственности, с каждым из которых заключаются ежегодные соглашения на проведение всех видов практик (практики для получения первичных профессиональных навыков, практики по профилю специальности и преддипломной практики с возможностью последующего трудоустройства), что свидетельствует о стабильной и планомерной работе учебного заведения.
Следует отметить, что на территории учебных заведений могут располагаться учебные базы для будущих специалистов, оборудованные необходимым инвентарем и оборудованием, для прохождения студентами старших курсов практических занятий для получения первичных профессиональных навыков.
В настоящее время студенты осваивают на предприятиях основы будущей работы.
В связи с этим проводится совместная работа с социальными партнерами по определению основных качественных требований к выпускнику с учетом потребностей предприятий. Кроме того, взаимодействие с социальными партнерами включает проведение таких мероприятий, как согласование и рецензирование учебных программ дисциплин общепрофессионального и специального циклов.
В учебных заведениях может быть сформирована система содействия трудоустройства выпускников по направлению социального партнерства.
Одним из важных условий привлечения внимания реальных партнеров может явиться эффективное использование данных о выпускниках. В учебном заведении формируется банк данных о студентах, желающих попробовать свои силы в качестве соискателя определенной вакансии.
Взаимодействие преподавательского коллектива кафедры и социальных партнеров на наш взгляд требует:
• создания базы данных социальных партнеров;
• подписания договоров по всему перечню вопросов социального партнерства;
• разработки типовых документов, включающих положения о практике студентов, о стажировке преподавателей-инженеров, согласовании учебно-методических материалов, о трудоустройстве выпускников;
• разработки совместного плана работы социального партнерства.
Социальное партнерство в рамках учебного заведения:
• обеспечивает учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;
• упрощает процедуру корректировки устаревших и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
• предоставляет более широкие возможности для организации практики студентов;
• расширяет возможности трудоустройства выпускников.
В учебном заведении может быть широко поставлена работа по разработке общих и профессиональных компетенций будущих выпускников, согласованных с социальными партнерами-работодателями. Социальные партнеры осознанно идут на контакт с учебным заведением. Все это открывает дополнительные возможности опережающего развития.
Социальное партнерство между администрацией предприятий и компаний и руководством кафедр и факультетов может проходить по ряду направлений:
• прохождение практик на разных этапах;
• разработка и составление документации;
• логистика;
• изучение складского хозяйства.
В настоящее время важно не упустить возможность давать будущим молодым специалистам достаточно информации, чтобы развить у них необходимое желание работать и развиваться в разных сферах, ведь от того, кто и как будет работать через 3..7 лет в компаниях и на предприятиях будет зависеть будущее нашей страны.